Авиационную фотографию можно смело назвать отдельным жанром. Чтобы эффектно и правильно снимать самолеты, а тем более, авиа-шоу, необходимо обладать определенными навыками и умениями, ну и, желательно, хорошей фотокамерой.

Aaand+the+original+_d2433fd47992cdf010c86e3cf71cc105[1]

Мир авиации многих манит с детства. Многие мальчики мечтают стать пилотами, а девочки – стюардессами. Взрослые с удовольствием посещают авиа-шоу, стараясь запечатлеть его самые красивые моменты. Большинство крупных предпринимателей стремятся купить собственный самолет, а у туристов во всем мире популярностью пользуются вертолетные экскурсии. Сам по себе отрыв от Земли воздушного судна необычайно прекрасен и романтичен. Неважно, находитесь вы внутри или снаружи – в любом случае у вас захватывает дух. Но как же передать все эти неповторимые ощущения на фотографии, как показать всю мощь и шик этих восхитительных моментов?

Мир самолетов очень разнообразен, он включает в себя как гигантские пассажирские авиалайнеры и современные стремительные истребители, так и всевозможные миниатюрные бизнес-джеты, тихоходные турбовинтовые модели, приковывающие взгляд ретро-виды…

Не стоит забывать и про вертолеты, моделей которых на сегодняшний день также существует великое множество. Любое воздушное судно выглядят на фотографиях весьма впечатляюще, даже если находится в неподвижном состоянии. А во время взлета или посадки ничто не сравнится с его поразительной грацией, мощью и элегантностью.

Однако фотографы, специализирующиеся на авиасъемке, находятся в трудном положении. Далеко не каждый может арендовать самолет, чтобы выбрать нужные ракурсы или заставить его «позировать» в небе. На съемку, как правило, требуется разрешение, а на авиа-шоу необходимо ловить мгновения, которые длятся доли секунд. Как же сделать незабываемые кадры, которые раскупят потом ведущие авиакомпании мира, или которые, по крайней мере, вызовут сумасшедший восторг друзей?

Основные правила авиасъемки

Важно помнить о том, что нельзя пренебрегать как собственной безопасностью, так и безопасностью пилотов воздушных судов. Поэтому в охоте за неповторимым кадром, не стоит, забыв обо всем, выбегать на взлетно-посадочную полосу перед движущимся самолетом, где находится команда и пассажиры.

Самые эффектные снимки получаются при съемке того момента, когда самолет только отрывает шасси от земли, или когда воздушное судно, наоборот, мгновение назад коснулось взлетно-посадочной полосы, или когда оно находится в стремительном движении в полуметре от поверхности,  – все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой (то есть, когда вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом). Для создания успешного кадра фотограф должен занять позицию наиболее близкую к точке взлета или первого касания самолетом.

Суть этой техники в том, что вы «следите» или «проводите» объективом за движущимся самолетом некоторое время, из-за чего сам объект остается на фотографии  резким и четким, а фон – размытым. Причем, размытым – чаще всего в виде длинных линий, ориентированных в направлении движения объекта. Это отлично  усиливает ощущение динамики и скорости на фотографии. Поскольку самолеты при взлете и посадке, как правило, движутся по предсказуемой траектории, то «проследить» за ними камерой не составит большого труда, хотя, во всем, конечно, необходим опыт.  Если вы никогда не снимали объекты в движении, то успех ждет вас далеко не с первого кадра…

Еще один важный принцип авиасъемки – это использование короткой выдержки. В целях исключения смазывания изображения, снимать необходимо с выдержкой, не превышающей  обратное значение фокусного расстояния. То есть, если фокусное расстояние 500 мм, нельзя использовать выдержку более 1/500. Однако из этого правила есть исключения.

Для воздушных судов с пропеллером короткая выдержка нежелательна, так как она «заморозит» его движение в воздухе. В таком кадре самолет или вертолет будет выглядеть неестественно, а у профессионалов, которые будут смотреть потом фотографии, может возникнуть ощущение, что пропеллер не крутится, воздушное судно находится в нерабочем состоянии и вот-вот упадет. Поэтому, чтобы зафиксировать все едва уловимые движения, стоит использовать чуть большую выдержку, и сделать изображение пропеллера слегка размытым.

Смотрим глазами зрителя

Авиасудно у многих ассоциируется с романтикой. Даже если человек не мечтает купить самолет, все равно полет вызывает у него восторг и захватывающие ощущения. Необходимо стремиться передать их на снимке.

Поскольку вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно авиасудно, а не окружающий его пейзаж или тучи, лучше снимать его достаточно крупно, заполняя большую часть кадра и располагая в центре. Однако кусок голубого неба тоже необходим, иначе как же передать всю романтику?

Идеальные условия для съемки – солнце, только-только вышедшее после грозы: такая погода сделает кадры особенно эффектными и стильными. Можно попробовать снимать не после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут чрезвычайно оживить кадр, вот только выстроить свет в таких условиях будет проблематично.

Если же грозы и снега не предвидится, то уделите повышенное внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков.

Если вы присутствуете на авиа-шоу, то постарайтесь найти ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета за ней окажется другой самолет. Например, при съемке парных посадок. Наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок, а если вам удастся удачно вместить сразу несколько, то вы можете искренне поздравить себя с успехом.

Авиасъемка – непростая работа, требующая серьезных усилий и отличной подготовки. Однако блестящие полученные результаты, которые появляются вместе с опытом, несомненно, того стоят!

Рейтинг@Mail.ru