Недавно скончавшийся Марк Рибу (1923–2016 гг.) до сих пор именуется патриархом французской фотографии. Его называют мастером мирового масштаба, сам же он говорил о себе очень скромно: «Я фотограф, вот и все». Он никогда не считал себя корифеем или классиком и даже старался оставаться в тени, а не находиться на публике. Однако самые знаменитые фотографы нашли бы, чему у него поучиться.

Марк Рибу получил образование инженера, но все свои годы посвятил фотографии. Он прожил интересную долгую жизнь и объездил весь мир. Его фотографии можно назвать не просто шедеврами, а «отпечатками эпохи». Прежде всего, Рибу был политическим фоторепортером. И главная его обязанность – языком фотографии рассказывать людям о том, что происходило в самых горячих точках мира.

Дух времени

Его снимки часто полны напряженности, драматизма, конфликта. Ему доводилось снимать и военные перевороты, и сражения, и революции. Однако главный интерес мастера был отнюдь не в анализе состояния общества. Основное достоинство фотографий Рибу в том, что автор пытается раскрыть в своих работах настоящую природу человека, показать отношение простых людей к происходящим событиям, которые развиваются вокруг них.

Знаменитым фотографом Рибу сделал снимок «Маляр на Эйфелевой башне», созданный в 1953 году. Он был опубликован в популярном журнале LIFE. На фотографии, действительно, изображен маляр, который работает на Эйфелевой башне, но на снимке этот человек очень похож на танцора. Он застыл в элегантной позе на огромной высоте, а за ним – великолепный Париж, который словно скрывается в тумане. Фото полно напряжения, красоты и загадочности.

Главное, что старался передать мастер на снимке – это дух времени, и ему блестяще это удавалось. Он работал в разных жанрах, портретном, сюжетном, пейзажном, а больше всего, конечно – в документальном. Удивительно, но даже в пейзаже или натюрморте Рибу умел выразить определенную мысль и воссоздать настроение определенного мгновения, которое отражало целую эпоху. Мастер снимал важнейшие события, происходящие на Земле, но главное, что попадало в кадр – это эмоциональный, чувственный мир изображенных на нем людей.

Screenshot_20

Марку Рибу была дважды присуждена престижная премия Overseas Press Club Award – в 1966 и 1970 годах, а кроме того, он получил многочисленные награды в США и Европе. Его фотографии были опубликованы в крупнейших журналах в мире, таких как жизнь, Geo, National Geographic, Париж-match. Кроме того, мастер написал около 15 книг. Его работы признаны одними из наиболее знаковых фотографий XX века.

Робер Дуано

К числу самых знаменитых фотографов мира можно с уверенностью отнести еще одного француза – Робера Дуано (1912–1994 гг.). Его называют мастером гуманистической фотографии. Любопытно, что при этом Дуано нельзя отнести ни к какой конкретной школе. В своем творчестве он полноценно не вписывается ни в один из стилей. Художник сближался с сюрреалистами,  авангардистами и даже пробовал себя в пиктореализме, где старался сблизить фотографию с живописью и графикой эпохи.

Учился Робер Дуано на гравера-литографа. Карьеру фотографа начал в Студии графического искусства Ульмана, когда там открыли фотомастерскую. В 1931 году познакомился со скульптором Андре Виньо, устроился к нему ассистентом и погрузился в мир искусства.

Первый репортаж датируется 1932 годом. Это была серия фотографий о «блошином рынке», опубликованная в газете «Эксельсиор». В последующие годы Дуано работал с журналом «Life», агентством «ADEP», «Рафо». Слава пришла к мастеру в 1950-х годах. Его фотографии стали включать в постоянные экспозиции крупнейших музеев и галерей мира, а фотоальбомы начали пользоваться повышенным спросом, его жизнью заинтересовались искусствоведы и режиссеры.

Париж, Париж…

Дуано прославился благодаря своей особенной манере изображать жизнь любимого города – Парижа. Он показывал ее игриво и иронично, иногда эксцентрично,  выхватывая из ежедневной суеты забавные совпадения. Ему нравилась комедийность повседневной жизни, в своих работах он любил нарушать правила. «Непослушание мне представляется жизненно важной функцией и, должен сказать, что эта черта не принесла мне слишком много неприятностей», – утверждал Робер Дуано.

Список знаменитых фотографов и их работ был бы неполным без имени Дуано. «Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился. Мои фотографии были доказательством, что такой мир мог бы существовать», – говорил он о своих снимках.

Его работы поражают необыкновенной живостью, динамикой, лучезарностью, как правило, они дарят хорошее настроение, даже если на них изображена не самая комичная ситуация. Некоторые кадры и вовсе заставляют хохотать до слез. Париж середины прошлого столетия показан с самых разных его сторон: лиричным и романтичным, танцующим и беззаботным, улыбающимся и по-детски непосредственным, влюбленным и грустным, утомленным и неприглядным, словом – во всем своем естестве.

Пользуясь репортажной техникой съемки, он искал необычное в обычном, захватывающее в повседневном. Он, один из немногих, кто обладал врожденным даром подмечать картинку, претендующую на то, чтобы стать шедевром. Его снимки, сделанные в Париже, расскажут об этом городе больше, чем любой, самый красноречивый рассказ.

Любопытно, что его фотография «Поцелуй у муниципалитета» когда-то вызвала целый скандал. Жан и Дениз Лавернье, уверенные, что на фотографии изображены именно они, причем, запечатленные в страстном поцелуе, подали в суд на фотографа 80-х годах. На процессе Дуано пришлось назвать имена героев кадра и подтвердить, что это была постановка. Суд был выигран. Остается только поражаться деликатности фотографа, который прокомментировал ситуацию:  «Я бы никогда не решился фотографировать людей вот так. Снимки любовников, целующихся на улице, редко когда могут оставаться в рамках закона». Надо признаться, в наше время это звучит довольно забавно…  Однако постановочные кадры мастер делал не часто. На его снимках запечатлен целый мир, состоящий из реальных сцен без ретуши и дублей, режиссером которых стала сама жизнь.

«Я никогда толком не задавался вопросом, почему я фотографирую. В действительности – это отчаянная борьба с мыслью, что мы исчезнем… Я упорно пытаюсь остановить это убегающее время. Наверно это полнейшее безумие», – говорил Робер Дуано. Во второй половине ХХ века он стал ведущим мастером французской гуманистической фотографии. Всю свою жизнь он провел в Жантилли, в южной части Парижа. Робер Дуано умер в 1 апреля 1994 года и был похоронен в Рэзо рядом со своей женой.

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru