Современные знаменитые фотографы и их работы прекрасно известны широкой публике благодаря журналам, прессе и, конечно, интернету. Однако мастера прошлых лет заслуживают не меньшего внимания. Обратимся к самым интересным фотографам Франции ХХ века.

 

«Отцом» фоторепортажа и фотожурналистики называют Анри Картье-Брессона  (1908–2004 гг.) За свою почти столетнюю жизнь он стал одним из самых знаменитых фотографов мира. Его любимым жанром была документальная фотография, однако это не лишает его почетного звания фотохудожника.

 

Живописью Анри интересовался с юности. В мир искусства его ввел дядя Луи, который был художником. Благодаря его стараниям Анри получил художественное образование в ателье Андре Лота. Своим выдающимся мастерством фотографа Картье-Брессон во многом обязан отличному знанию живописи.

Screenshot_17

Правда, и только правда!

 

О своих фотоработах Картье-Брессон говорил так: «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…» Чтобы правда была показана «во всей красе» Анри приходилось становиться человеком-невидимкой. Что ж поделать – знаменитые фотографы должны иметь свои слабости и скрытые таланты…

 

Он имел дар подсматривать и «скрадывать» пикантные сцены и удивительные моменты жизни, оставаясь незаметным для тех, кого он снимает.  Бликующие металлические части фотоаппарата он заклеивал чёрной изолентой, чтобы они не блестели. Он часто говорил, что работает на инстинктивном, практически подсознательном уровне. Картье-Брессон был способен запечатлеть внезапный момент действия и воплотить его в композиционно гармоничную фотографию.

 

Ко всему прочему, Картье-Брессон старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения, который он называл «решающим». Писатель Линкольн Кирштейн сформулировал его отношения со временем замысловатым описанием: «Он постоянно боксировал со временем, время было одновременно противником и товарищем… чтобы быть пораженным и нокаутированным; он танцует вокруг мгновения, ожидая открытия, чтобы зафиксировать его, остановить, победить».

 

Как и другие знаменитые фотографы мира, Анри Картье-Брессон снимал не только простых людей и повседневную жизнь, но и знаменитых персон, а также грандиозные мероприятия. Почти сразу же после того, как Анри Картье-Брессон открыл для себя фотографию, он задался целью исследовать новые места и быть в центре важнейших событий. На его снимках можно увидеть  Поля Валери, Альбера Камю, Мэрлин Монро, Жан-Поля Сартра, Луи Арагона, Уильяма Фолкнера…

 

Известно, что мастер никогда не печатал и не проявлял пленку самостоятельно. «Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу», – говорил Картье-Брессон. Существует также мнение, что он никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, важнее всего для Анри была их подлинность…

Ги Бурден

Еще один известнейший фотограф Франции ХХ века, Ги Бурден (1929–1991 гг.) – один из самых интересных фэшн-мастеров прошлого. В 40-е годы, будучи еще совсем молодым человеком, Бурден  проходил военную службу в Дакаре, именно там он получил первые уроки в области фотографии.

Затем, в 1950 году, Бурден возвратился в Париж, и познакомился с Маном Рэем, известным французским и американским художником, фотографом и кинорежиссёром, который помог ему стать мастером своего дела. В те годы Бурден организует свою первую выставку небольших зарисовок в одной из парижских галерей, а в 1953 году проходит первая фотографическая выставка Бурдена. Тогда Ман Рэй написал о нем так: «Я не могу сказать, что у автора  есть что-нибудь важное, чтобы представить вам. Одно могу сказать точно, он старается всем сердцем быть больше, чем просто хорошим фотографом».

Первые фотографии Бурдена, непосредственно связанные с индустрией моды, появились в февральском выпуске французского Vogue в 1955 году. Ему дали задание: сделать снимок, рекламирующий головные уборы. Бурден сразу же показал свою индивидуальность и нестандартный взгляд на мир: он запечатлел девушку в шляпе на фоне мясного магазина с висящими позади нее телячьими головами. Не то, чтобы этот кадр сильно впечатлил редакторов, но им явно понравилась оригинальность и смелость автора. Ему предоставили полную творческую свободу, и это помогло таланту по-настоящему раскрыться.

Новаторство Ги Бурдена

В 60-е годы взгляд на рекламу в модных журналах изменился. Нужно было новое виденье, нестандартные идеи. Кому же было их предлагать, как не Бурдену? И вот – оригинальная реклама обуви от мастера: на снимке молодая женщина укрылась в тени Бруклинского моста с огромным ботинком в руках, который она, очевидно, украла. Она пытается поймать такси, пока двое полицейских не начали в неё стрелять. Драматизм ситуации цепляет всеобщее внимание, рекламодатели в восторге!

На другом снимке и вовсе запечатлена трагическая сцена. Меловой силуэт женщины на асфальте у автомобиля и пара разбросанных красивых туфель. Никто до Бурдена не додумался использовать в рекламном плакате аварию и смерть в качестве привлечения внимания к товару. Людям это было интересно – работы Бурдена все больше притягивали их. Каждый пытался понять, что же автор хотел сказать им в этот раз.

Известно, что Ги Бурден отличался очень сложным характером. С моделями он вел себя крайне бесцеремонно.  Уоллис Франкен, жена знаменитого дизайнера Клода Монтана  поделилась такой историей: «Однажды  Бурден захотел, чтобы собака кусала подол моей юбки. Он разбросал куски мяса, и  вскоре собака уже хватала меня за ноги. Бурдену важна была наша реакция».  Не все модели это выдерживали…

Возможно, трудный характер и невероятная любовь к своему делу помогли Бурдену достичь вершин своего мастерства. Он стал одним из самых известных фотографов, задействованных в области моды, второй половины ХХ века. Он расширил рамки привычного всем понятия рекламы. Его сюжеты всегда представляли собой нечто особенное и поражали воображение. По своей насыщенности это скорее были произведения искусства, нежели просто рекламные снимки. Таким образом, можно сказать, что Ги Бурден создал абсолютно новый класс модной фотографии.

Рейтинг@Mail.ru